Июнь 6

Возврат задолженности

Вяртанне запазычанасціВ современных условиях, с учетом экспортоориентированной экономической модели нашей страны, вместе с диверсификацией рынков сбыта, обеспечение своевременного возврата валютной выручки – одна из наиболее актуальных задач руководителей на местах по обеспечению экономической безопасности республики.
На всех уровнях неоднократно указывалось на недопустимость роста просроченной внешней дебиторской задолженности, отвлечения в связи с этим оборотных средств отечественных предприятий, скрытого кредитования их внешнеторговых партнеров.

Несмотря на принимаемые на Брестчине меры по обеспечению снижения внешней дебиторской задолженности и возврату в страну валютной выручки в установленные сроки, улучшить ситуацию по данным направлениям деятельности не удалось.

Более того, проведенные Комитетом государственного контроля Брестской области контрольно-аналитические мероприятия показали, что в прошлом году возросло как внешняя дебиторская задолженность, так и ее просроченная часть, что свидетельствует о непринятии субъектами хозяйствования необходимых мер по ее взысканию с контрагентов.

Не единичны факты, когда отдельные руководители игнорируют работу с просроченной задолженностью, никакие меры по ее взысканию не принимаются.

Например, у одного из проверенных предприятий почти 5 лет имелась задолженность за отгруженную на экспорт продукцию, и только после проверки КГК, руководство предприятия приняло действенные меры, которые позволили взыскать данную задолженность. В ряде случаев меры по погашению внешней дебиторской задолженности, что “висела” годами, принимались только в ходе проверок.

Отдельные предприятия, не принимая меры по взысканию просроченной внешней задолженности, фактически беспрацэнтна кредитуют контрагентов-нерезидентов. При этом для осуществления деятельности ими систематически привлекаются кредитные ресурсы, на оплату процентов за пользование которыми направляются значительные суммы.

Необходимо напомнить, что порядок проведения внешнеторговых операций в нашей стране регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 г. № 178 “О порядке проведения и контроле внешнеторговых операций”, согласно которому резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки: при экспорте – не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Кроме указанных сроков, постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5.11.2011 № 1483/22 по отдельным видам внешнеторговых договоров установлены более длительные сроки завершения внешнеторговых операций.

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность продления сроков завершения внешнеторговых операций Национальным банком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям).

Однако, как показывает практика, не все субъекты хозяйствования обеспечивают завершение внешнеторговых операций в установленные законодательством сроки. При этом большинством из них прэтэнзійная работа по взысканию задолженности не проводится, не используется возможность продления сроков завершения внешнеторговых операций, не применяются такие инструменты, как факторинг и страхование экспортного риска.

Напоминаем о существующей ответственности за нарушение сроков проведения внешнеторговых операций. В соответствии с частью 1 статьи 11.37 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, оно влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 2 процентов от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Кроме того, за невозвращение из-за границы валюты в особо крупном размере предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 225 Уголовного кодекса Республики Беларусь. При проведении в 2015 году Комитетом контрольно-аналитических мероприятий факты нарушения сроков завершения внешнеторговых операций установлен в 41 субъекта хозяйствования.

К ним Комитетом применены административные штрафы на сумму 9,3 млрд. рублей, к административной ответственности привлечены 58 должностных лиц на общую сумму 25,2 млн. рублей.

КГК Брестской области.



Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано 06.06.2017 admin в категории "Экономика по миру